Немаловажным является своевременная и полная уплата социальных отчислений плательщиками (работодателями и (или) сам
Установление ограничения на размер ежемесячного дохода, с которого уплачиваются обязательные социальные отчисления, связано с тем, что при наступлении социального риска работник обеспечивается социальной выплатой с учетом застрахованного дохода. Таким образом, при назначении социальной выплаты из Фонда среднемесячный доход участника системы обязательного социального страхования учитывается в пределах дохода до 10-кратного размера МЗП. При этом население с доходами выше застрахованных имеет возможность добровольного страхования своих будущих социальных рисков в частных компаниях по страхованию жизни.
К самостоятельно занятым лицам согласно законодательству об обязательном социальном страховании относятся лица, официально зарегистрировавшиеся в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариу]са, частного судебного исполнителя, адвоката (диаграмма 1).
Ставка социальных отчислений с 1 января 2010 года составляет 5% от ежемесячного дохода работника, в пределах 10-кратного размера минимальной заработной платы (МЗП), устанавливаемой законодательным актом на соответствующий период. Например, если ежемесячный доход работника составляет 200Pтыс. тенге, то за него социальные отчисления уплачиваются: 5% * 10 * МЗП = 5% * 10 * 17 439 тенге = 8 719,5 тенге (с 01.01.2012 г. МЗП = 17 439 тенге).
Обязательному социальному страхованию подлежат работники, за исключением работающих пенсионеров, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан.
В целях внедрения обязательного социального страхования было создано АО «Государственный фонд социального страхования» (далее Фонд) со стопроцентным участием государства в уставном капитале. Активы Фонда формируются путем аккумулирования обязательных социальных отчислений, пени, полученной за просрочку уплаты социальных отчислений, инвестиционного дохода и иных предусмотренных законодательством поступлений.
Что касается обязательного социального страхования в Республике Казахстан, то оно введено с 1 января 2005 года как дополнительная форма социальной защиты работающего населения в рамках Закона РК «Об обязательном социальном страховании».
Ответственность работодателя за социальное обеспечение предусмотрена уплатой социального налога в размере 11% от фонда оплаты труда в государственный бюджет. При этом в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан исчисленная сумма социального налога уменьшается на сумму исчисленных социальных отчислений, предусмотренных законодательством об обязательном социальном страховании. Также работодатели, в том числе индивидуальные предприниматели, должны ежегодно заключать со страховыми организациями договоры обязательного страхования ответственности работодателя по установленным тарифам в рамках Закона РК «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей».
Ответственность граждан заключается в перечислении ежемесячных обязательных пенсионных взносов из заработной платы и добровольного страхования социальных рисков. Самым важным для каждого гражданина является получение соответствующего образования и квалификации с целью быть востребованным на рынке труда.
Государство в рамках Конституции Республики Казахстан и законодательных актов гарантирует населению социальные пособия за счет средств государственного бюджета при наступлении определенных законодательством социальных рисков независимо от осуществления трудовой деятельности. В частности, это государственные пособия по инвалидности, потере кормильца, семьям, имеющим детей, адресная социальная помощь, базовая пенсионная выплата и специальные государственные пособия.
Система социальной защиты населения Казахстана, построенная за годы независимости преследует цель адресности и эффективности используемых средств. В связи с чем предусмотрено разделение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателем и гражданами.
Главные приоритеты государственной социальной политики нацелены на повышение уровня и улучшение качества жизни всех граждан Казахстана. В связи с чем новая социальная политика направлена в первую очередь на обеспечение экономически активного населения работой в рамках государственных программ «Занятость-2020» и по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010 2014 годы. В связи с чем, если каждый гражданин Казахстана будет стремиться найти себе работу, чтобы обеспечить благополучие своей семьи, то будет укрепляться социальная стабильность и защищенность от иждивенческих настроений.
За годы независимости Казахстана в центре внимания Главы государства, Лидера нации Нурсултана Назарбаева всегда находились вопросы социальной защиты населения. Глобальный тренд социальной модернизации был задан Президентом Республики Казахстан в программной статье от 10 июля текущего года «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», в которой он отметил: « В фокусе моего внимания забота о каждом казахстанце. И это необходимо, потому что от решения социальных вопросов зависит жизнь и каждодневное самочувствие всех граждан нашей страны. За годы независимости в Казахстане создан крепкий фундамент социального государства».
Периоды спада цикличного развития экономики наглядно подтвердили тезис об особенном значении систем социального обеспечения, а также выявили их сильные стороны и отдельные недостатки. Растущая безработица во многих государствах сказалась на сокращении налого]облагаемой базы и повлекла за собой дополнительные расходы на выплату пособий. Тем не менее правительства многих стран используют системы социального обеспечения как важный инструмент для борьбы с социально-экономическими последствиями кризиса и как стабилизационный механизм в период экономического спада.
Одним из важных показателей конкурентоспособности государства является динамичное развитие страны с высокими стандартами жизни. Ожидания общества в отношении социального обеспечения, соответствующего современным международным требованиям, неуклонно растут. В связи с чем перед системами социальной защиты многих стран возникают новые проблемы, которые требуют своевременного решения.
Дата:28.12.2012 Просмотров: 214
Инвестиции в социальную справедливость и развитие
42-43 (27316-27317) 5.02.2013
общенациональная ежедневная газета
Казахстанская правда — Инвестиции в социальную справедливость и развитие
Комментариев нет:
Отправить комментарий